Логотип
(495) 369 41 97

Лидеры юротрасли – о первом походе в суд

Автор: Ирина Кондратьева
Первый поход в суд – опыт, который каждый юрист помнит всю жизнь. «Право.ru» попросило ведущих представителей профессии поделиться тем, как прошло их первое в жизни судебное заседание, на котором некоторые из них оказались в роли следователя и помощника прокурора. Они также дали советы начинающим юристам, которым боевое крещение только предстоит. Сохранять спокойствие, хорошо подготовиться – о чём еще надо помнить юристу-новичку перед дебютом в суде?

Вадим Клювгант, адвокат, к. и. н., вице-президент Адвокатской палаты Москвы

Мой первый поход в суд был в качестве начинающего следователя, когда там рассматривалось первое самостоятельное расследованное мною дело – о разбойном нападении. Сидел среди публики и очень волновался, но правосудие свершилось: злодей (а он был злодеем вне всяких разумных сомнений) получил своё и прямо там же пообещал мне возмездие. Это было без малого сорок лет назад, и с тех пор было множество походов в самые разные суды, включая и наши наивысшие, и иностранные, и международные. И всё, конечно, бывало очень по-разному, но одно устоялось как твёрдое убеждение: к любому суду нужно относиться с уважением – как к Суду. Потому что, не уважая Суд – не как чиновничью контору, а как институт власти, как высшего арбитра, каковым он и является по своему предназначению, ты не уважаешь ни свою профессию, ни себя в ней.

Разумеется, уважать суд – вовсе не значит во всём с ним соглашаться. В суде надо бороться, а порой, образно говоря, даже драться и кусаться. Но надо уметь делать это так, как подобает именно в Суде, даже если конкретный суд мало похож на свой истинный образ.

Сергей Пепеляев, управляющий партнёр «Пепеляев Групп»

 Это был 92–93-й год, дело было налоговое, финская строительная компания, которая вела реконструкцию Торгово-промышленной палаты РФ. На Биржевой площади был выстроен целый строительный городок, а рядом находилась налоговая инспекция по Москве, в которой должны были тогда регистрироваться все представительства иностранных компаний. Инспектор просто шла мимо – на работу, с работы, и заинтересовалась. С этого и началась история. А закончилась тем, что компании начислили два миллиона долларов НДС.

Сначала был сложный вопрос о том, где должно рассматриваться дело – в арбитраже или СОЮ. В конце концов его рассматривали в общей юрисдикции, это был Тверской районный суд на Цветном бульваре – абсолютно задрипанное здание на задворках, ходить туда с иностранцем было даже стыдно. Я, конечно, переживал – до этого я не был в суде, а тут иностранцы, два миллиона… Я попросил одну свою коллегу, которая была, и остается, адвокатом, чтобы она меня сопроводила, подсказала сугубо практические вещи. После процесса, я помню, она сказала: «Вот видишь, здесь же нет ничего страшного!»

И действительно, была доброжелательная молодая судья, ей было интересно, она никогда не слушала налоговых дел в Тверском райсуде – это было первое. Всё успешно решилось в пользу компании.

Тогда Налоговое законодательство было в зачаточном состоянии, закон об НДС содержал всего 12–15 статей. Играя на несовершенстве закона, и удалось выиграть, и из этого потом родилась теория элементов налога. Потом в каком-то деле эту теорию мне пришлось уже как эксперту высказать Конституционному суду. А потом она была воспроизведена и в Налоговом кодексе. Теперь, конечно, говорят, что это всегда было.

Те знания, которые в основном получают в вузах, необходимы, но кроме них нужны технические навыки, и их мы даем двумя способами. Во-первых, проводятся тренинги, которые читают партнеры: как готовить документы для суда, как выступать в суде, как взаимодействовать с клиентом в судебной работе. Во-вторых, никто никогда не пустит в суд младшего юриста, прежде чем он не проходит в процесс со старшими – и тут все происходит естественным путём.

Александр Боломатов, партнёр «ЮСТ»

Помню отлично свой первый самостоятельный поход. Это был арендный спор с ДИГМ. Это было небольшое дело, которое мне дали одному везти, и я его выиграл. Получилось так, что мой первый поход в суд был и первым полностью самостоятельным делом. Вообще, я думаю, что выиграть свое первое дело очень важно.
Суд, конечно, видя перед собой совсем «зеленого» представителя, был не строг, думаю, что даже где-то шел навстречу. Все прошло отлично, я был очень горд собой.

 Я уверен, что очень важно не торопиться с походами в суд. Понятно, что первый ознакомительный поход надо сделать еще в ходе обучения в вузе, но потом следует сделать упор на изучение материального права и судебной практики. После окончания обучения следует начать работать под началом уже опытного специалиста, что позволит быстро выучить обыкновения, которые существуют в судебных производствах. Ходить сначала надо вместе с коллегами, что в итоге перерастет в собственную полноценную работу. Думаю, что так делать лучше всего.

Максим Кульков, управляющий партнер «Кульков, Колотилов и партнёры»

 Это было слушание в Арбитражном суде г. Москвы по вопросу выдачи дубликата исполнительного листа, утраченного на почте. Дело происходило примерно в 1995 году. Я опоздал на слушание на 10 минут, и судья долго и довольно грубо выговаривала мне за это. Дело я выиграл, дубликат получил, но свое унижение, свой стыд и позор запомнил на всю жизнь.

 Советы по подготовке начинающего к суду:

– репетируйте слушание, раздайте своим коллегам роли судьи и оппонентов заранее и пройдите весь процесс, полностью имитируя реальную ситуацию. Чем лучше будет подготовлен ваш оппонент, тем полезнее для вас. Тяжело в учении, легко в бою!

– заранее сделайте чек-лист, то есть список всех возможных документов и действий, которые нужно собрать и сделать перед слушанием (есть ли доверенность, выполнены ли все указания суда в определении о назначении дела к слушанию и т. д.) и обязательно за сутки перед заседанием проверьте его, ставя галочки или плюсы/минусы;

– надо выспаться перед слушанием, ночное бдение может, конечно, помочь в доработке последних штрихов, но точно лишит вас бодрости и ясности ума, так необходимых на заседании. Если оппонент попадется умный и активный, надо будет оперативно парировать его аргументы. Нет ничего хуже для судей, чем тупой тормоз, вяло мямлящий что-то себе под нос.

– одевайтесь только по деловому, но скромно;

– если есть возможность, возьмите себе помощника. Это особенно актуально, когда в деле много документов. Кто-то должен  быстро находить их и подавать вам. Кроме технических функций, помощник (если он опытный юрист) может подсказывать дополнительные идеи и даже сам выступать, когда есть необходимость поддержать, усилить ваш аргумент или, наоборот, исправить, сгладить ситуацию.

– и главное, не опаздывайте, рассчитывайте время так, чтобы быть в суде за полчаса до заседания. Иногда вас могут просто не пустить. Иногда слушание в российских судах проходит за 5–10 мин, и вы рискуете попасть на него аккурат на оглашение решения.

Руслан Коблев, управляющий партнер АБ «Коблев и партнеры»

 Мой первый настоящий поход в суд произошёл в Одессе в 1988 году, где я проходил прокурорскую практику в должности помощника военного прокурора гарнизона. К тому времени я был курсантом пятого курса Военно-юридического факультета, и благодаря учебному заведению и нашим уникальным преподавателям я чувствовал себя в суде вполне уверенно, но суть дела я не помню.

А вот своё первое дело в суде в качестве адвоката я запомнил, так как оно началось с небольшого конфуза обвинения. В 1994 году будучи адвокатом ЮК 216 МРКА я был направлен в один из военных судов по назначению как защитник солдата срочной службы, который обвинялся в самовольном оставлении части. В суде, знакомясь с делом, я сразу открыл личное дело призывника и обнаружил у него заболевание, препятствовавшее его призыву на военную службу. Судебное заседание длилось минут 10–15, так как я сразу заявил ходатайство о прекращении уголовного преследования солдата в связи с тем, что он был незаконно призван и поэтому не может является субъектом воинского преступления.
На мой взгляд, самым эффективным способом для студентов юрфака подготовить себя к судебным заседаниям является посещение открытых судебных заседаний. Можно наблюдать не только поведение сторон в процессе, но и председательствующего, оценивать аргументы сторон и процессуальные решения.

Александр Забейда, управляющий партнёр АБ «Забейда и партнеры»

 У меня было два первых похода в суд. Первый раз я участвовал в судебном процессе в качестве следователя, и, хотя я изрядно волновался, это было несложно. Я огласил суть ходатайства, и суд быстро согласился с моим мнением. Второй первый раз для меня случился, когда я пришёл в суд на аналогичную процедуру, но уже в качестве адвоката. Я был хорошо подготовлен, спокоен и полностью уверен в своей правоте. Каково же было мое удивление, когда суд, не обращая внимания ни на слабую позицию следователя, ни на мои железобетонные доводы, не моргнув глазом, заключил моего клиента под стражу.

 Что можно посоветовать молодым юристам? Почаще бывать в суде для начала в качестве зрителя. Судебные заседания открытые, проявив немного смекалки, можно выяснить у секретарей, или пообщавшись с адвокатами на крыльце у суда, или даже у прокуроров, – кого из судей они считают самым опытным и профессиональным, и поприсутствовать на нескольких его судебных процессах. Не лишним будет побывать и на заседаниях апелляционной инстанции. Там процессы проходят сжато, и за небольшой промежуток времени можно увидеть много разных выступлений и реакций на эти выступления. Ну и, конечно, корректировать свои ожидания в соответствии с практикой.

Сергей Савельев, партнер Saveliev, Batanov & Partners

 Свой первый поход в суд я помню, и очень отчетливо. Я работал с Дмитрием Дякиным (ныне партнер ЕПАМ). Я учился на пятом курсе, Дмитрий меня взял на работу с месяцем исполнительного срока. И дал мне дело, где мне нужно было защищать ответчика от предъявленных требований по договору поставки бумажной продукции, которая на самом деле не соответствовала заявленному качеству, что клиент уже понял позже. Я подготовил отзыв, при этом нашел массу серьезных некорректностей в оформлении документов. Выступали мы в суде вдвоем с Дмитрием. Помню, как судья Тимошенко (сейчас она уже в отставке) отметила в заседании: ответчик очень хорошо подготовился. Истцу в итоге было проще пойти с нами на мировое соглашение на ранее предложенных нашим клиентом условиях. Спор закончился миром. Меня окончательно взяли на работу.

Меня готовил Дима к процессу: корректировал отзыв, обсуждал потенциальные действия оппонентов в процессе, мотивировал и страховал уже в самом процессе, мы разбирали весь ход процесса после заседаний. Помню, как Дима сказал про нашего оппонента: это пример того, как выступать и вести процесс не надо. И действительно, оппонент наш был совсем не готов. А Дима крайне взыскателен и требователен. Именно Дмитрию я обязан введению меня в профессию судебных юристов, он стал первым наставником.

 Сейчас я считаю, что начинающему судебному юристу нужно быть как минимум с бойцовским характером. Чтобы преодолеть страх, важно бывает самому походить на чужие процессы, а в идеале после второго или третьего курса поработать в суде, что позволит узнать и понять некие внутренние процессы, что крайне ценно.

Екатерина Смирнова, партнер, руководитель практики «Размещение заказа. Административное и судебное обжалование», адвокат и ЮГ «Яковлев и Партнеры»

 Мне кажется, что первый самостоятельный поход в суд – обстоятельство для практикующего юриста незабываемое! И, конечно, я помню свое первое дело, которое было связано с принудительным выселением из жилого помещения. К процессу я готовилась обстоятельно и, пожалуй, достала всех своих родных и друзей репетицией своего выступления в судебных прениях. Спасибо судье, которая с уважением относилась и к сторонам, и к ГПК, и давала возможность участникам процесса обстоятельно выступать, не прерывая и не перебивая их. Вот, правда, решение в суде первой инстанции было не в мою пользу. Полный слёз вопрос от клиентов: «Екатерина Александровна, что же нам теперь делать, раз нас выселяют?» – я не забуду, наверное, никогда. Но тем радостней была победа по этому делу в суде вышестоящей инстанции, который согласился с моими доводами и отказал в удовлетворении требования о выселении. Так что в своем первом же деле я познала и горечь поражений, и радость побед, их относительность и переменчивость.

Екатерина Болдинова, партнер юридической фирмы «Тиллинг Петерс», руководитель налоговой практики

  Мой первый поход в суд в качестве самостоятельного представителя состоялся зимой 2003 года, чуть ли не в мой день рождения. Я работала помощником адвоката и должна была посетить судебное заседание по делу о разделе имущества супругов после развода и заявить ходатайство об отложении для предоставления дополнительных доказательств. Судья был очень колоритным – это был один из районных судов моего родного города – и прямо на процессе он пил кофе, заедая его большим бутербродом с салом и чесноком… Мое ходатайство его явно не впечатлило, так что в следующие полчаса я очень много узнала о том, когда и как такие ходатайства удовлетворяют и как вредно ходить на процессы студентам (а я училась тогда на 4 курсе). Так что мне пришлось ориентироваться на месте, заявить еще 2 или 3 ходатайства, которые (ура!) вынудили суд «отложиться». Так что из суда я выходила с четким ощущением: «Больше ни за что!» Ну а через полгода состоялось мое первое судебное заседание по налоговому спору. Я готовилась к нему несколько недель и в итоге этот спор выиграла. Судебное заседание в арбитраже было настолько «другим» по ощущениям и само чувство победы оказалось настолько окрыляющим, что, в общем-то, вот уже 14 лет я продолжаю заниматься именно налоговыми спорами.

  Как подготовиться к первому самостоятельному процессу? Во-первых, конечно, досконально изучить дело и подобрать судебную практику. Во-вторых, активно ходить в судебные процессы старших коллег, смотреть и учиться. И, в-третьих, не бояться. Первый процесс – это всегда страшно, нервно и совсем не так, как в кино. Но за ним обязательно будет второй, третий и так далее. Главное – начать.